Как подготовить интересные вопросы для интервью
Вам предстоит взять интервью у известного или не очень человека и хочется сделать его уникальным. Но разговор даже с самым интересным собеседником может выйти вялым и скучным, если заранее не позаботиться о вопросах для интервью. Конечно, не каждому дано стать вторым Ларри Кингом или Владимиром Познером. И тем не менее есть приемы, освоив которые, вы всегда сможете «вырулить», даже если разговор вдруг не задался. Сегодня на Pressfeed поговорим о таких приемах.
Вопросы или темы?
А нужно ли вообще заранее готовить подробный список вопросов для интервью? Маститые журналисты, которые на интервью, как говорится, собаку съели, считают, что нет — лучше продумать только темы для обсуждения, а вопросы родятся уже в ходе диалога. Руководитель и автор спецпроекта «Первые лица» ТАСС Андрей Ванденко рассказал на мастер-классе на культурном форуме в Петербурге, как он готовится к интервью: «Я никогда не пишу вопросов, кроме первого, я набрасываю темы, которые хочу обсудить с собеседником. Стараюсь пройти на шаг дальше своих коллег, первым вопросом настроить человека, выбить его из колеи привычных ответов».
Публицист, обозреватель и экс-главред московского бюро русской службы «Би-би-си» Константин Эггерт высказывается по этому поводу вообще категорично: «Никогда не присылайте вопросы — присылайте темы, которые вы будете обсуждать».
Скачайте прямо сейчас: книга «Как бесплатно продвигать бизнес с помощью СМИ»Однако если вам пока не хватает опыта для проведения интервью, или вы думаете, что с заготовленными вопросами будет комфортнее строить беседу, все-таки составьте список. Возможно, и спикеру будет проще подготовиться к интервью, если у него список будет заранее. Из этого не стоит делать драму — если собеседник ознакомился с вопросами перед беседой, вовсе не значит, что интервью в итоге получится плоским и шаблонным, с заранее заготовленными фразами. Во-первых, вы можете отправить не весь список, а только те вопросы, которые нужны спикеру, чтобы «поднять» какую-то информацию — например, данные о финансовых показателях компании. Во-вторых, невозможно знать заранее, в какое русло в итоге повернет беседа, так что в процессе интервью у вас обязательно появятся новые вопросы.
Смотрите также:
10 лучших интервью с известными людьми
Кстати, даже самая тщательная подготовка обеих сторон вовсе не означает, что все будут придерживаться «домашних заготовок». Элемент неожиданности еще никто не отменял, так что все может пойти не по сценарию. Причем, разрыв шаблона — это далеко не всегда плохо.
Яркий тому пример — интервью ведущего радио BBC Криса Старка с Милой Кунис. Молодой журналист сильно нервничал из-за того, что ему нужно было общаться со звездой, о чем он ей и сообщил. «Это не то же самое, что болтовня с друзьями в пабе, к которой я привык», — признался Старк. После чего журналист и актриса начинают обсуждать коктейли, блюда, футбол, а в итоге Старк даже приглашает ее на свидание. Когда же коллеги Старка попросили звезду все-таки поговорить на изначально запланированную тему — о фильме «Оз: великий и ужасный», в котором Кунис сыграла ведьму, она ответила, что неформальное общение ей нравится больше. А в конце беседы актриса призналась, что это было одно из лучших интервью в ее жизни.
Ролик на YouTube с записью этого интервью на сегодня собрал 14 млн просмотров и более 11 тыс. комментариев, про него написали многие западные издания. А сам Крис Старк впоследствии сделал такой неформальный подход своей фишкой.
Избегайте банальщины
До того, как приступить к подготовке вопросов для интервью, промониторьте, какие темы чаще всего обсуждали с героем другие журналисты, и исключите их. Никому не хочется сто раз рассказывать про одно и то же.
Чаще всего на однообразие жалуются звезды. Так, например, Брюс Уиллис неоднократно заявлял, что ненавидит давать интервью, в том числе и потому, что журналисты задают одинаковые вопросы. А Квентин Тарантино однажды страшно разозлился, когда журналист британского телеканала Channel Four News Кришнан Гуру-Мерфи спросил о связи с жестокостью в его фильмах и насилием в жизни. Тарантино заявил, что отвечает на подобные вопросы с самого начала карьеры и не собирается озвучивать свое мнение еще раз. В результате интервью превратилось в агрессивную словесную перепалку.
Конечно, такие истории становятся резонансными, их много обсуждают, видеоролики смотрят и комментируют. И тем не менее вряд ли кто-то захочет по собственной воле оказаться в тот самый момент на месте интервьюера. Так что ищите свежий взгляд на тему, в общем, сделайте вопросы интереснымы для собеседника. И еще, как советует Константин Эггерт, старайтесь продумать структуру своей беседы как диаграмму: от мягкого вопроса к жесткому.
Виртуальный пиарщик Pressfeed — подберет СМИ под вашу тему, напишет текст, организует выход публикации или интервью. Оплата за результат!Не нужно также спрашивать у собеседника очевидные вещи. Например, где или над чем он работает, какое у него хобби, семья и т. д. Поиск такой информации — часть подготовки к интервью. Нужно постараться узнать из открытых источников о биографии героя все по максимуму. И только то, о чем герой никогда не говорил, вы можете уточнить.
Как дать интервью журналисту: что нужно знать пиарщику
Подготовьте несколько вопросов «на всякий случай»
Как быть, если ваш собеседник немногословен, дает короткие и односложные ответы? Заранее сформулируйте несколько дополнительных вопросов для интервью «про запас». Они спасут беседу и, возможно, помогут разговорить героя. Например, спросите мнение интервьюируемого о недавно вышедшем фильме или книге.
Пользуйтесь полезными инструментами
При подготовке вопросов для интервью незачем изобретать велосипед, а можно воспользоваться тем, что до вас уже придумали другие. Например, правила канадского журналиста и ученого Джона Саватски. На протяжении многих лет Саватски вместе со своими студентами изучал различные интервью, анализировал их. В итоге он сформулировал три правила хороших вопросов и составил перечень из «Семи смертных грехов» интервьюера.
Три правила хороших вопросов
1. Открытые
2. Нейтральные
3. Короткие и несложные для понимания
«Семь смертных грехов» по Джону Саватски
1. Утвердительное предложение вместо вопроса.
2. Два вопроса в одном.
3. Перегруженные.
4. Оценочные слова и выражения в вопросе.
5. Упреждающие вопросы или домыслы интервьюера в вопросе.
6. Преувеличения (гиперболизация).
7. Вопросы, допускающие односложные ответы (да — нет).
Еще один полезный инструмент, которым, кстати, всегда во время своих интервью пользуется Владимир Познер — опросник Марселя Пруста. Сам Пруст не составлял этот опросник, он просто заполнил анкету, которая принадлежала его подруге. В то время такие анкеты были очень популярны, и Пруст отвечал на них несколько раз в течение жизни. Сохранились две анкеты Пруста — одну он заполнил, когда был подростком, вторую — в 20-летнем возрасте. Их и принято называть опросником Пруста.
Смотрите также:
Сторителлинг: основные методы и техники
Большинство вопросов в этих анкетах пересекается, но есть и отличия. Мы объединили два опросника в один. Получилось 30 универсальных вопросов, которые можно задать любому собеседнику.
А вот как ответил Владимир Познер на некоторые вопросы из опросника Пруста.
Все самое интересное, актуальное и полезное — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и читайте!
Комментарии