Кейсы
Вазген Аветисян
0
1.9K

«Терминатор»: мастер-класс по продвижению от голливудских асов

4 Оскара и 12 лет лучший старт в прокате. Почему Джеймс Кэмерон не только гениальный режиссер, но и гениальный пиарщик, рассказывает основатель маркетингового агентства leto ag и СЕО ЦРРТ Вазген Аветисян.

Изображение 1 для статьи «Терминатор»: мастер-класс по продвижению от голливудских асов

1 июля 1991 года в США на экраны вышел «Терминатор-2. Судный день». Фильм, совершивший революцию в понятиях «спецэффект» и «компьютерная анимация», на многие годы ставший эталоном жанра «экшн». Блестящая драматургия, сюжет, режиссерская и операторская работа, кастинг, развитие персонажей, фразы, которые ушли «в народ» – лишь немногое из того, за что мы любим этот, безусловно, киношедевр.

Но сейчас мы обратим внимание не на художественную часть кинокартины, а на коммерческие результаты и процессы, которые к этому привели.

Скачайте прямо сейчас: книга «Как бесплатно продвигать бизнес с помощью СМИ»

Прокатные сборы, в 5 раз превысившие бюджет — более 500 млн долларов против бюджета в 100 млн. До 2003 года — лучший старт в прокате, рекорд лишь через 12 лет побьет «Матрица. Перезагрузка». 4 Оскара, множество других наград и, пожалуй, самая запутанная и раздутая история с продажей франшизы. Нисколько не уменьшая значение качества кинокартины, рассмотрим все-таки неординарный способ продвижения, который сыграл немаловажную роль в общем успехе.

Тяжело поверить, но когда-то не у всех фильмов были трейлеры. Точнее так — когда-то трейлера в современном понимании этого слова не было ни у кого. Трейлер до 1975 года, как правило, представлял из себя фрагмент из фильма вперемешку с титрами и перечислением звездных актеров в картине.

Были, конечно, и исключения, например, трейлер к фильму «Психоз» Хичкока, но реальную революцию совершил Стивен Спилберг в 1975 — трейлер к фильму «Челюсти» стал полноценным рекламным фильмом, да и рекламная кампания больше напоминала продвижение какого-то FMCG: при съемочном бюджете ленты в $4 млн, на продвижение потратили $1,8 млн.

Кинорынок потом долго отходил от подобных экспериментов, и, хотя первая студия по созданию трейлеров была открыта аж в 1919 году, понадобилось почти 90 лет для того, чтобы прийти в итоге к классическому уже сейчас трёхактному трейлеру: первый акт рассказывает о предыстории и предпосылках, второй – раскрывает сюжет, третий – набор лучших смешных, драматических или экшн моментов «для затравки».

Чтобы получить бесплатное упоминание в СМИ, отвечайте на запросы по вашей теме. Полный список смотрите на Pressfeed
Показать еще

Но как только идея Спилберга о самодостаточности трейлера окрепла и стала «шаблоном», Джеймс Кэмерон в 1991 году задает новый стандарт. Новый стандарт, который еще и закрепляет положение, что продвижение фильма – процесс не менее важный, чем создание фильма.

Для того, чтобы глубже разобраться в этом процессе, перенесем рассказ в лос-анджелесский клуб Troubadour, на сцене которого 26 марта 1985 года первый раз выступила группа Guns’N’Roses, объединив составы Hollywood Rose и LA Guns. Туры, концерты, скандалы, ротация состава, трудные переговоры со звукозаписывающими лейблами, смена продюсеров и вот, в 1987, все-таки выходит первый полноценный альбом группы – Appetite for Destruction.

Альбом тиражом 33 млн копий до сих пор является самым успешным дебютным альбомом всех времен, поэтому перечислять остальные его регалии смысла нет. А вот вспомнить первую версию обложки, впоследствии замененную на ставший уже знаменитым крест с черепами участников группы, смысл есть. Изображение окровавленного полуголого киборга около лежащей без сознания девушки в рваной одежде сильно взбудоражило мораль и общественность тогда еще пуританской Америки 80-х.

Второй альбом вышел через год после первого и особо ничем не отметился. Но скандальность Guns’N’Roses зашкаливала: нападения на охранников и трагическая гибель фанатов во время концертов, неоднозначное поведение лидера группы и героиновые скандалы только разогревали интерес публики.

Виртуальный пиарщик Pressfeed — подберет СМИ под вашу тему, напишет текст, организует выход публикации или интервью. Оплата за результат!

Накопив достаточно материала, в начале 1990 года группа отправляется в студию для записи третьего студийного альбома – Use Your Illusion, который должен был стать двойным. Для справки – двойные студийные альбомы до этого могли себе позволить уже будучи на пике популярности Beatles и Pink Floyd, даже Doors выпускали двойными лишь концертные альбомы.

Изображение 4 для статьи «Терминатор»: мастер-класс по продвижению от голливудских асов

Но амбиции полностью оправдались: дебют Use Your Illusion I и Use Your Illusion II на втором и первом месте в чарте Billboard (первая группа, добившаяся такого успеха) соответственно, 108 недель в чартах, почти миллион копий за первую неделю продаж. Кроме этого, группа выпускает множество видеоклипов в поддержку альбома, среди которых самые дорогие на тот момент клипы на песни Estranged и November Rain.

Чтобы понять, какую важность тогда имел клип для исполнителя, на очень упрощенном примере поясню как работала тогда западная шоу индустрия: основной продукт (то, на чем делается доминанта прибыли) – это продажа дисков и синглов, видеоклип – аналог рекламного ролика, а концерты – это промо альбома. В отличие, кстати, от советско-российского шоу-бизнеса, где до сих пор за очень редким исключением основной продукт – концерты и корпоративы. Наша же история вертится вокруг песни You Could Be Mine.

10 кейсов о росте трафика, продаж и продвижении бизнеса с помощью СМИ. Скачать!

Существует много легенд про попадание этой песни в статус главного саундтрека к фильму «Терминатор-2». Есть даже версия про лоббирование Арни своей любимой группы после встречи с ними летом 1991 года. Но факт есть факт – Кэмерон выбирает именно эту песню именно этой группы в качестве OST к своему новому фильму. Нет, гениальная заглавная тема, написанная Брэдом Фиделем, остаётся. Но использование именно этой песни не только добавляет динамичности погоням, но и открывает совершенно новые горизонты в продвижении.

Легенды про случайное появление песни в фильме рушатся теми, кто хоть немного знаком с процессом производства и монтажа кино:

  • На друге Джона Коннора футболка с тем самым крестом Appetite for Destruction с первого альбома Guns’N’Roses, аннотацией к которому была непонятная тогда фраза «With your bitch slap rapping and your cocaine tongue … «, которая впоследствии оказалось строчкой куплета… Правильно — You Could Be Mine. На Джоне, кстати, футболка Public Enemy.
  • На первой запрещенной обложке альбома Appetite for Destruction — киборг.
  • Одна из самых знаменитых сцен фильма — знакомство Джона и Терминатора в коридоре торгового центра — начинается с того, что у героя Арни в коробке с розами находится ружье.
Изображение 5 для статьи «Терминатор»: мастер-класс по продвижению от голливудских асов

И еще много-много пасхалок. Совпадение? Может быть, если бы не одно но.

Я не случайно так долго описывал историю и тонкости музыкального и кинорынка того времени. Так в чем же революция в производстве трейлеров и мастер класс по маркетингу? А в том, что трейлером (читай — рекламным роликом) к фильму стал специально снятый видеоклип Guns’N’Roses с Терминатором в главной роли, со своей сюжетной линией, вперемешку с кадрами из фильма и c концерта группы.

Группы, новых песен и клипов которой два года ждали сотни миллионов фанатов по всему миру. Клипа, который крутили по несколько раз в день на самом популярном тогда телеканале — MTV (и скорее всего бесплатно), причем крутили долго, а впереди был выход на VHS и DVD, продажи лицензионной продукции. В использовании же геймификации с пасхалками получился неплохой квиз и квест как для фанатов рок-группы, так и для фанатов первой части фильма.

Позже будут еще примеры продвижения и поддержки фильма через OST (наши «Брат-2» и «Ночной дозор» тоже играли в эту игру). Но связка Кэмерон-Шварценеггер-Guns’N’Roses до сих пор остается непревзойденным примером успешности такого хода.

Читайте также
Как раскрутить блог бухгалтерской компании на Клерке до 2,5 миллионов просмотров за год5 советов по развитию сообщества сотрудников на живом примереРешение для EATME: Краудфандинг как элемент PR и маркетингаКак с помощью PR привлечь 300 тысяч рублей и повысить посещаемость на 19%
0
Вазген Аветисян
Основатель маркетингового агентства leto ag и СЕО ЦРРТ

Комментарии

Хотите получить полезные подборки материалов, которые помогут вам продвигать свой бизнес в СМИ бесплатно?
Подпишитесь на нашу рассылку, и мы пришлем их вам!
Зарегистрируйтесь на Pressfeed прямо сейчас в три клика!
И получите первую публикацию в СМИ уже через неделю!
И получите доступ к 120 000 экспертов
Реклама: ООО "ПРЕССФИД", ИНН 9715219654, ОГРН: 1157746902961, erid: jN8KJ5YQ
Скачайте приложение Pressfeed, чтобы отвечать на запросы СМИ быстрее других!
Реклама: ООО "ПРЕССФИД", ИНН 9715219654, ОГРН: 1157746902961, erid: LjN8KSp4c
Войти
Регистрация
Восстановить пароль
Укажите адрес электронной почты. Обратите внимание: письмо с новым паролем может попасть в папку «Спам»
Pressfeed
Платформа для работы с медиа
Бесплатные публикации в СМИ
Узнайте, в каких СМИ вы можете опубликоваться прямо сейчас
Пройдите тест и узнайте, какие медиа в данный момент находятся в поиске материалов для публикаций и соответствуют вашей тематике
СТОП! Не уходите с
пустыми руками.
Для вас книга в подарок!
Стоп!
Не уходите
с пустыми руками
Для вас книга
в подарок
Зарегистрируйтесь бесплатно на сервисе Pressfeed и получите книгу «18 площадок для бесплатных публикаций»
Узнайте в каких крупных СМИ вы можете публиковать статьи, колонки, кейсы самостоятельно. Правила площадок, рекомендации.

Pressfeed — платформа, где журналисты ищут экспертов и материалы для публикаций. Каждый день доступно более 500 запросов из более чем 10000 российских СМИ. Получите доступ ко всем запросам бесплатно!
Добавьте ваши данные
1/2
Хотите получить полезные подборки материалов, которые помогут вам продвигать свой бизнес в СМИ бесплатно?
Подпишитесь на нашу рассылку, и мы пришлем их вам!