Слово не воробей. Должен ли журналист согласовывать интервью?
На днях мы опубликовали результаты опроса среди британских журналистов и пиарщиков, проведенного на ту же тему. Большинство участников опроса среди журналистов сказали, что не должны отправлять интервью на утверждение и никогда этого не делают. Такого же мнения, как выяснилось, придерживаются и пиарщики.
Но вот в российской практике медиа другое понимание правил игры. Мы провели опрос в группе Facebook «Пиарщики и маркетологи России» и выяснили, что большинство журналистов предпочитает отправлять интервью спикерам во избежание ошибок, то есть исключительно в целях факт-чекинга.
При этом некоторые делают это даже, когда пиарщики не настаивают на согласовании. Большинство отправляет текст полностью, если он написан в жанре интервью, в остальных случаях – только цитаты. Некоторые журналисты всегда согласовывают все интервью, поскольку опасаются, что что-то неправильно поняли, особенно, если недостаточно разбираются в теме.
При этом обнаружилась диаметрально противоположная позиция. Большинство пиарщиков говорит, что если журналист не пообещает согласовать интервью, он это самое интервью не получит. Журналисты же считают, что ничего не должны спикерам, и согласование – исключительно их добрая воля, а также элемент проявления уважения к спикеру.
Виртуальный пиарщик Pressfeed — подберет СМИ под вашу тему, напишет текст, организует выход публикации или интервью. Оплата за результат!В целом мало кто из журналистов стоит на позиции «никому ничего до публикации не покажу, автор текста я, а не спикер». Но при этом журналисты жалуются на то, что вместо того, чтобы исправлять возможные фактические ошибки (должности, фамилии, названия, цифры), пиарщики начинают править весь текст, наводняя его канцеляризмами и превращая в пресс-релиз, написанный «суровым языком плаката». Именно поэтому согласование зачастую превращается в долгий, нудный и неприятный для обеих сторон процесс.
Также выяснилась любопытная вещь. Оказалось, что многие пиарщики и журналисты вольно трактуют «Закон о СМИ», неверно интерпретируя его положения о согласовании интервью.
10 кейсов о росте трафика, продаж и продвижении бизнеса с помощью СМИ. Скачать!Pressfeed попросил юриста расставить точки над «и».
Адвокат Павел Ганин:
Статья 29 Конституции РФ и статья 3 «Закона о СМИ» указывают на недопустимость цензуры: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается».
То есть право у интервьюируемого требовать текст на согласование есть. Однако прямой обязанности журналиста предоставлять интервью на согласование законодательно не предусмотрено.
Более того Верховный суд РФ (Постановление Пленума Верховного суда РФ №16 от 15.06.2010 года «О практике применения судами Закона о СМИ») дал свою трактовку статьи 3 Закона о СМИ: «…не может признаваться цензурой адресованное непосредственно журналисту требование должностного лица предварительно согласовывать исходный текст интервью (расшифровки), взятого у этого лица … выдвижение соответствующего требования является правом интервьюируемого лица, обязательность такого предварительного согласования не установлена».
Комментарии