6 секретов отличной журналистики от Дэвида Шидса
Дэвид Шидс — журналист, редактор и профессиональный бизнес-писатель из США — даёт наставления в своём SlideShare тем журналистам, которые только стали осваивать новую для себя профессию. Он делится не только навыками профессионального журналиста, но и привычками, которые любой пишущий человек должен освоить, придя в профессию. Нам в Pressfeed эти советы показались настолько простыми и дельными, что мы решили, что о них будет неплохо напомнить и уже давно работающим в журналистике коллегам.
Я знаю — вы, наверняка, думаете, что никаких секретов в журналистике нет и быть не может. И всё, что вам нужно — это прийти на рабочее место и начать работать. Наверное, именно поэтому сегодня так много людей думают, что могут стать журналистами в одночасье. Дело в том, что конечные результаты журналистской работы всем очевидны. А вот усилия, которые были потрачены на создание того или иного журналистского материала известны далеко не всем.
Скачать PDF-инструкцию «Где и как публиковать широкоохватные статьи бесплатно»Поэтому прежде чем вы, очертя голову, решите податься в журналисты, я бы посоветовал вам сначала обрести привычки, которые делают хорошего журналиста хорошим.
1. Способность хорошо писать
И дело тут не столько в способности просто излагать свои мысли, сколько в умении рассказывать истории. Я вас разочарую — для того, чтобы быть хорошим писателем, нужно много читать. Почему? Потому что единственный способ узнать как слова работают, это увидеть их в действии — в книгах, журналах и газетах. Где угодно, где пишут профессионально.
Поэтому если вы хотите приобрести авторитет хорошего писателя, станьте терпеливым читателем. Прямо сейчас.
2. Любознательность
Проявляйте интерес ко всему, что вас окружает. Разнюхивайте подробности.
Особенное внимание рекомендую уделить:
- классическим журналистским вопросам: Кто? Что? Когда? Где? Почему? Как? И моим любимым: «Кому до этого есть дело?» и «Ну, и что с того?»;
- цвету, размеру, форме, расположению, звуку, аромату, текстуре, настроению и поведению;
- предыстории;
- потенциальной возможности удивить публику.
Конечно, талант уделять внимание требует развития и второй привычки: способности слушать. Держите глаза открытыми, внимание — сфокусированным, а рот — закрытым. Иногда всё это сделать бывает и правда сложно: люди любят поговорить, причем главным образом о себе. Это их любимая тема. Но вы всё равно слушайте, направляйте беседу, задавайте интересные вопросы. Где-то там, в дебрях рассказов о себе, вы найдете ту самую деталь, которую ищете.
3. Способность к бесстрашному исследованию деталей
Серъёзная и всесторонняя исследовательская работа всегда лежала в основе большой журналистики. Для многих это самая тяжелая часть работы — перерывать и просматривать тонны информации. Это требует огромной усидчивости и терпения. И гораздо больше, чем просто умения гуглить.
4. Уважение к дедлайнам
Уважайте дедлайны и никогда их не пропускайте. У дедлайнов гораздо больше функций, чем может показаться:
- Планирование. Сжатые сроки позволяют создавать основу для систематического и последовательного освещения событий и явлений.
- Бюджетирование. Благодаря четко распределенной работе редакция знает сколько потратит в этом месяце на конкретного журналиста.
- Управление. Дедлайны — самый очевидный маркер того, годитесь ли вы для журналисткой работы. Главным образом, в глазах вашего руководства.
Пропустите пару дедлайнов, и, скорее всего, случится одна из двух вещей:
Виртуальный пиарщик Pressfeed — подберет СМИ под вашу тему, напишет текст, организует выход публикации или интервью. Оплата за результат!- Вас уволят
- Или заклеймят ненадёжным и будут давать только скучные задания, игнорируя ваш вклад в работу редакции.
5. Планирование
Никогда не надейтесь, что всё само как-нибудь образуется. Сначала выясните что нужно сделать от начала и до конца, и только потом приступайте к выполнению задачи.
Способность к планированию включает тысячи разных вещей. В их числе:
- Держать в состоянии готовности и под рукой всё нужное оборудование: компьютер, блокнот и ручку, диктофон, камеру и т.д.;
- Держать под контролем своё рабочее время — вплоть до часа;
- Делать письменные заметки;
- Иметь собственную систему сортировки и быстрого поиска необходимых документов;
- Иметь «группу поддержки» — людей из разных сфер, которые могут помочь вам собрать или прояснить какую-либо информацию;
- Иметь собственную сеть контактов и источников.
И, говоря об источниках информации, никак нельзя не упомянуть и…
6. Продвинутое пользование социальными сетями
Потому что соцсети сегодня — чуть ли не самая важная рабочая лошадка современного журналиста.
10 кейсов о росте трафика, продаж и продвижении бизнеса с помощью СМИ. Скачать!Когда я начинал свою карьеру, всё, что мне нужно было для работы — это печатная машинка, блокнот с ручкой и фотоаппарат. И место в редакции, конечно.
Сегодня смартфоны заменили абсолютно всё, что вам нужно для работы над материалом.
В 2008 году функция звонка стала самой малоиспользуемой функцией мобильного телефона. В 2010 году приложения для социальных сетей стали самой используемой функцией смартфона. Способность социальных сетей сообщать новости доказала себя в 2011 году, во время Арабской весны. В 2012 году социальные сети стали главным каналом для сообщения сенсаций во время президентских выборов. Сегодня социальные сети могут стать единственным каналом, благодаря которому вы можете собирать информацию и публиковать новости. Поэтому продвинутое знание возможностей социальных сетей будет, как минимум, не лишним.
Поэтому приведите в порядок свои отношения с социальными сетями:
- пишите регулярно;
- создайте план публикаций на своей личной странице;
- отвечайте на вопросы и комментарии;
- делитесь интересными ссылками, чтобы люди видели, что вы читаете;
- принимайте участие в дискуссиях с другими журналистами;
- создавайте уникальный контент;
- просите помощи, когда это уместно.
Когда используете социальные сети для работы, следуйте следующим правилам:
- Всегда представляйтесь как журналист, когда пишете потенциальному источнику.
- Помните, что социальные сети — это не игрушка.
- Всё, что вы пишете, становится публичной информацией.
- Будьте этичными. Имейте мужество признать, что вы были не правы.
- Помните, что некоторым людям платят за то, чтобы вы никогда не добрались до истины.
- Всё проверяйте: информацию, источников и даже имеет ли право конкретный человек в социальных сетях быть экспертом или говорить от лица организации.
Оригинал презентации можно посмотреть тут.
Комментарии