Нужен ли пиарщику опыт работы журналистом
Опыт работы журналистом помогает в PR
Алексей Киселев, пресс-секретарь, руководитель отдела по работе со СМИ ГК «Деловые Линии»
Опыт работы журналистом — базовая компетенция для специалистов PR-службы. Это важнее знания инструментов продвижения и умения быстро ориентироваться в корпоративной среде. Именно в редакции будущий пиарщик должен научиться красиво и грамотно писать, придумывать статьи в любых стилистиках, привить себе хороший вкус в части текстов. Чем больше качественных изданий сменит журналист, тем на более разнообразные и интересные тексты он способен.
Кроме того, СМИ — это опыт работы под жесткие дедлайны, возможность научиться грамотно формулировать свои мысли и выстраивать отношения с людьми любого социального статуса.
Лично для меня наиболее важным оказался опыт работы не столько в электронных или печатных СМИ, сколько на деловых радиостанциях: «Бизнес ФМ» и «Коммерсантъ ФМ». Два часа на подготовку любого материала, разнообразные темы — от аукциона русского искусства на Sotheby’s до снижения ставки ЦБ, «пульс» эфира в студии, управление редакцией как живым организмом — все это было незабываемо и оказалось очень полезно.
Однако важно не пропустить точку невозврата, если дальше планируется переход в PR. Навыки журналиста — хоть и базовые, но далеко не единственные компетенции. И чем раньше начать получать эти знания, к примеру, устроившись на аутсорсинг в сильную PR-команду в качестве автора, тем больше человек будет готов потом к самостоятельной работе.
Александра Серченко, PR-менеджер УК «Группа Мета»
Опыт работы в СМИ очень помогает в PR-деятельности. Во-первых, это полноценные знания о деятельности редакций, ее особенностей: на какие темы издание пишет больше, какие инфоповоды лучше «заходят».
Скачайте прямо сейчас: книга «Как бесплатно продвигать бизнес с помощью СМИ»Во-вторых, это связи. Чем прочнее взаимоотношения между PR-специалистом и журналистом, тем больше шансов опубликовать нужную новость или повлиять на ситуацию — скажем, не освещать какой-то из инфоповодов до определенного времени.
В-третьих, когда есть опыт журналиста, уже гораздо проще попадать в формат нужного СМИ — не писать бездушные релизы, а делать истории, которые журналист с радостью возьмет в работу. Или, например, в одном и том же релизе поменять заголовок: городскому сайту — необычный факт, а деловому СМИ — больше цифр. Работая в редакции, видишь пресс-релизы, которые никогда не станут новостью. И такие релизы точно сам уже никогда не напишешь.
Анна Журба, PR-менеджер онлайн-школы английского языка EnglishDom
Прежде чем стать пиарщиком я несколько лет была журналистом. Конечно, пиарщику в некотором смысле помогают навыки журналистики. Во-первых, грамотно написать новость о событии для СМИ. Во-вторых, все-таки есть понимание того, как именно нужно и как не нужно общаться с журналистами. И хотя внутренняя журналистская кухня постоянно меняется, основные ее принципы остаются незыблемыми.
Но каким бы ты классным ни был журналистом, это не дает гарантий того, что ты станешь классным пиарщиком. Хороший пиарщик — это и копирайтер, и редактор, и фотограф, и дизайнер, и психолог, и вообще оруженосец своего клиента.
PR — это не только способность грамотно подать информацию о клиенте. Если журналист должен реагировать на инфоповод, то пиарщик должен этот повод предоставить. И хорошо, если твой клиент мировая известность — тут от интереса журналистов нет отбоя. Но когда ты приходишь в молодую компанию и начинаешь делать PR с нуля, то никакие навыки журналистики, никакие дружеские связи с бывшими коллегами по цеху не помогут.
Надежда на то, что СМИ напечатает колонку неизвестного никому спикера только лишь из уважения к твоему безупречному знанию русского языка, и потому что ты знаешь, как правильно писать для СМИ — это иллюзия. Разумеется, подобные знания для пиарщика очень важны, поскольку не пишущий пиарщик вообще не сможет договориться с прессой.
Кроме того, бывший журналист всегда быстро высчитывает специфику конкретного СМИ, точно знает, в каком формате необходимо делать материал, и высылает уже готовый к публикации текст.
Екатерина Коптелова, директор по продвижению и взаимодействию со СМИ МООО «Центр поддержки социальных и общественных инициатив»
Я считаю, что пиарщику необходим хотя бы небольшой опыт работы журналистом, причем желательно в классическом ежедневном или еженедельном издании. Это дает огромные плюсы в коммуникациях с прессой. Во-первых, вы говорите на одном языке. Во-вторых, вы понимаете внутренние временные процессы — лучшее время для звонков, рассылки и прочего. Качество текстов существенно улучшается, именно потому что вы изнутри знаете, какой пресс-релиз привлекает, а какой с большой вероятностью отправится в корзину. И да, вы в курсе про качество иллюстраций — и технически, и композиционно.
Я прошла путь: журналист — фотокорр — менеджер по рекламе — аккаунт в коммуникационном агентстве — пиарщик в компании — ивент — фриланс. Все это отлично сочетается и помогает в работе. Мне посчастливилось застать легендарные редакции «Известий» и «Вечерней Москвы». Сейчас времена изменились, но основные принципы хороших материалов все те же. Я рекомендую современным пиарщикам получить минимальный журналистский опыт, недаром на факультетах журналистики учат общей базе, а только потом распределяют на журналистов и media relations.
Роман Комов, помощник генерального директора ООО «КИТ»
В PR я пришел из журналистики. И мой семилетний опыт работы в СМИ очень помог в новой работе.
Первое — это понимание специфики работы журналистов. Понимание того, что для них мусор, а что — качественный новостной повод. Разграничение «внутрикорпоративных мелких происшествий» и «общественно значимых актуальных событий».
Второе — разграничение самих СМИ по их специфике, даже политической ориентированности. Если сайт — провластный, то он возьмет позитивную новость и не нужно ему присылать что-то в стиле: «У нас в городе все плохо, мы требуем…». Это лучше отправить оппозиционным или нейтральным СМИ.
Третье — это база контактов в СМИ. Когда на сайтах, телеканалах и радиостанциях работают твои знакомые, то шансы на публикацию многократно увеличиваются. И не потому, что они опубликуют материал по дружбе, а потому что у тебя есть их контакты и доступ к телу, а значит, и возможность донести свою тему.
Третий пункт — самый ненадежный и быстро устаревающий. Наша компания работает во Владимире, здесь же я получил и свой журналистский опыт. А в региональных СМИ — большая текучка. И уже через 3-4 годы ты обнаруживаешь, что знакомых журналистов осталось не так уж и много. Поэтому нужно постоянно завязывать новые знакомства, периодически бывать в редакциях. Условно, заехал навестить старых коллег, попутно перезнакомился со всеми новыми сотрудниками редакции.
Смотрите также:
7 профессий, в которые можно уйти из журналистики
Ирина Чухнина, PR-партнер Строительной компании «Неометрия»
У меня есть дополнительное образование в области журналистики и опыт работы пиарщиком в СМИ. Считаю, что погружение в среду журналистики для PR-профессионала — преимущество.
Зная «кухню» коллег по цеху, понимаешь моменты, которые не всегда очевидны пиарщикам. Журналисты зачастую работают в режиме дедлайна, поэтому у средних, но своевременных инфоповодов больше шансов, чем у первоклассных, но запоздалых. Не нужно рассчитывать на индивидуальный подход: слабые релизы, притянутые «за уши» инфоповоды и пространные письма после беглого двухсекундного прочтения отправляются прямиком в корзину, даже если ваша компания лидер рынка всея Руси.
Большинство изданий, вопреки ожиданиям пиарщиков, не привлекают к проверке публикаций корректора. Поэтому все материалы, которые вы отправляете СМИ, должны быть 10 раз вычитаны. Попытка опубликовать один и тот же текст в нескольких изданиях, навязывание рекламных формулировок и прочие подобные действия воспринимаются как непрофессионализм и чреваты пожизненным банном.
Имея этот опыт, понимая задачи, интересы и особенности работы журналистов, выстраивать сотрудничество гораздо проще.
Алексей Гриценко, основатель и руководитель «Мастерской пресс-релизов»
Подобный опыт не обязателен, но работа журналистом или хотя бы профильное журналистское образование дают пиарщику четкое представление о том, как именно работают СМИ. Он понимает и видит своего клиента изнутри, что помогает существенно повысить востребованность продукта пиарщика со стороны журналистов, прививает ощущение дедлайна, позволяет объяснить любому руководителю, как и почему себя нужно вести с тем или иным журналистом, как организовывать мероприятия, чтобы они были интересны СМИ и т. д.
Я прошел путь от журналиста до руководителя пресс-службы районной администрации.
И все полученные навыки помогли мне создать собственный бизнес — пресс-службу на аутсорсинге для различных бизнесов и общественных проектов.
Работа журналистом помогает еще с одной психологически важной вещью: многие журналисты знают и принимают тебя как своего, открывают и читают твои письма, охотно дают обратную связь о том, как усовершенствовать свой продукт для данного конкретного СМИ.
Пожалуй, самый большой минус перехода из журналистов в пиарщики состоит в том, что журналиста учат добывать, анализировать, обобщать и качественно излагать информацию. Но вопросами тиражирования (подписка, перепечатки и т. д.) большинство наших журналистов либо не занимается, либо ограничивается соцсетями. А для пиарщика вопрос тиражирования крайне важен.
Журналист работает на одно или несколько СМИ, а пиарщик — на очень широкий круг. Одно дело — раскланиваться с коллегами по цеху на прессухах, совсем другое — стать для них поставщиком информации. Но и это можно легко наработать.
Станислав Романов, руководитель отдела продвижения сервиса Startpack
Думаю, такой опыт пригодится сразу в нескольких направлениях. PR-специалист будет лучше понимать структуру работы СМИ и самих журналистов, критерии публикации материалов, варианты и механизмы сотрудничества. Но что важнее — смотреть на вещи с нескольких точек зрения, потому что профессия журналиста учит человека быть наблюдателем.
Не могу сказать, что у меня большой опыт работы журналистом, но годы такого плавания помогают оценивать инфоповоды, стремиться к объективности и лучше чувствовать рынок.
Смотрите также:
Правила общения с журналистами
Журналистский опыт пиарщику необязателен, а иногда даже вреден
Ольга Караулова, CEO креативного агентства LaBcommunications
Вовсе не обязательно! Связи с общественностью — это отдельная, самостоятельная профессия, в которую, конечно, приходят разными путями. И прекрасно, что сегодня появилось очень много специалистов, получивших профильное образование. Профи понимают прекрасно, что PR — это в принципе коммуникации с потребителями, обществом. А media relations — всего лишь небольшая часть.
СМИ сегодня перестали быть единственным весомым каналом для коммуникаций. Направление важное, никто не спорит, в то же время нельзя забывать о других возможностях, онлайн и оффлайн каналах. Мне очень нравится, что профессиональные пиарщики, те, которые приходят не из журналистики, а из профильных институтов, не зашорены и не акцентированы только на работе со СМИ. Они видят значимость «живых» мероприятий, очень четко взаимодействуют с маркетингом и рекламой, у них всегда фонтан идей, никак не связанных с медиа вообще.
Конечно, мне хочется похвалить и тех пиарщиков, которые пришли из журналистики — сама такая. Раньше я работала на ТВ, в деловых СМИ, на BBC. Наши козыри в рукаве: старые связи с редакциями, умение понимать другую сторону процесса. К сожалению, на этом преимущества заканчиваются. Нам сложнее адаптироваться и интегрироваться в современные условия, необходимо многому учиться и самое главное — вытащить из головы вот этот «гвоздь» на тему «СМИ — наше все».
Елена Лебедева, PR-менеджер, «ТехноНИКОЛЬ»
Когда я работала в крупном PR-агентстве, то получила обширный опыт взаимодействия с пиарщиками, которые пришли в отрасль из журналистики. В качестве плюсов таких специалистов я бы выделила отличное владение русским языком и, соответственно, умение написать грамотные, интересные и цепляющие тексты, а также обширные связи.
Но минусы зачастую перевешивали. Поверхностность, необязательность, неумение вникать в детали, плохое стратегическое мышление.
Но, безусловно, все зависит от конкретного человека. У меня перед глазами много примеров, когда вчерашние журналисты стали очень успешными пиарщиками.
Смотрите также:
Пять важных навыков устной коммуникации для пиарщика
Елена Емельянова, PR Rocket Scientist, PR-советник
Опыт работы журналистом — хорошее преимущество для пиарщика. Это возможность получить навыки поиска информации и аналитики данных, но самое главное — понимание работы медиа. У меня был опыт написания корпоративного СМИ, когда я работала пиарщиком рекламного агентства. Я составляла контент-план, искала инфоповоды, интервьюировала клиентов компании, стояла над душой дизайнера-верстальщика и сама контролировала тираж. Однако если бы такого опыта не было, я бы не расстроилась.
Во-первых, тексты я всегда составляю сначала с экспертом, вместе пишем «рыбу», поэтому моя задача, скорее, редактирование, нежели написание. Правилам русского языка меня учили в школе. Плюс есть куча онлайн-редакторов для проверки текстов.
Во-вторых, контакты журналистов — дело наживное. А понимание нюансов работы корреспондентов и редакторов приходит довольно быстро. Уже в первый год работы можно разобраться, что к чему. Поэтому опыт в медиа — желательный, но совершенно необязательный фактор.
Все самое интересное, актуальное и полезное — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и читайте!
Комментарии