Нужно ли PR-продвижение малому бизнесу или это лишние траты
У малого бизнеса свои задачи, которые можно решить именно с помощью PR, но не с помощью прямой рекламы и традиционных маркетинговых инструментов, считают эксперты, опрошенные Pressfeed.
В недавнем выпуске «Прямой Линии» Pressfeed.Журнала основательница сообщества Websarafan Таисия Кудашкина заявила, что малому бизнесу продвижение не нужно: «PR, я считаю, — не измеримая история. Поэтому я бы оставила пиар в классическом понимании на потом».
Мы попросили экспертов прокомментировать это утверждение.
Наше креативное предприятие — самый настоящий малый бизнес. Весь пул клиентов — те, кто пришли по рекомендации или экс-коллеги и общий круг общения. Через плюс-минус 8 месяцев работы агентства в новом формате я начала понимать, как именно на нас работает PR. Два маркера: начали приходить студенты и проситься на практику: «Мы слышали, у вас классно!» — и в общении с новыми клиентами все чаще стали слышать: «А, что-то про вас слышали».
Скачать PDF-инструкцию «Где и как публиковать широкоохватные статьи бесплатно»Конечно, бюджета на увешивание всего города наружкой или оплату каких-нибудь конкурсов не было. Из классики PR — давали комментарии в СМИ, проводили мероприятия для разной аудитории, хорошо делали свою работу. Я работала со студентами как преподаватель и кое-где как наставник. Сейчас мы расширили продуктовую линейку, добавили новые компетенции и возможности, например, проведение воркшопов, обучений и исследований клиентского опыта, и увеличили средний чек.
Получается, что даже минимальные PR-активности, которые не отнимают много сил, помогают для малого бизнеса. В остальном я бы рекомендовала изучать, что именно мешает и помогает клиентам быть, собственно, вашими клиентами, находить свои УТП и особенности и отстраиваться от конкурентов просто хорошим продуктом.
Среди наших клиентов есть ряд компаний, на примерах которых прикладное значение медиаподдержки для МСБ очевидно. Так, мы инициируем и пишем имиджевые материалы для школы патронажного ухода «Внимание и забота». Цель, которую перед нами поставил этот клиент, формирование корректного восприятия профессии специалистов по патронатному уходу. В России традиционно сложилось несколько пренебрежительное отношение этой профессии в отличие от стран Европы, например. Мы таких специалистов называем сиделками, считаем их труд низкоквалифицированным и соответственно оплачиваемым. Поэтому количество желающих осознанно прийти эту в профессию мало. Посредством профессионального PR-сопровождения школа рассчитывала изменить общественное восприятие профессии, донести до широкой аудитории ее правильное позиционирование, искоренить превратное восприятие.
С нашей помощью имиджевые материалы с приоритетными ключевыми сообщениями вышли в топовых российских СМИ разных категорий, таких как Российская газета, АиФ, Комсомольская правда, Домашний очаг, Cosmopolitan, Сноб, Лиза и других. Как результат — поток желающих обучаться на курсах ощутимо вырос. Вряд ли без создания правильного позиционирования прямая реклама курсов патронажного ухода дала бы такой результат.
К другим задачам, которые PR решает для МБС можно отнести повышение добавленной стоимости бренда перед его продажей или слиянием с более крупной компанией. Так, например, к нам обратилась небольшая консалтинговая компания с узкой специализацией с целью создания экспертного позиционирования в СМИ, привлечения внимания к особенностям их специфики и высокому уровню экспертизы в конкретной теме. Планировали позже войти в состав более крупной консалтинговой компании. Сформировать экспертный имидж можно с помощью авторских материалов в СМИ, из которых понятен уровень экспертизы и особенности подхода к теме специалистов компании. Реклама на таком уровне задачу не решит.
Также за экспертным позиционированием, повышением уровня цитируемости и формированию имиджа в медийном поле часто обращаются представители школ и курсов. Несмотря на то, что такие организации активно используют контекстную рекламу в интернете, она не дает должного эффекта, если у представителей организаций нет подтверждения экспертности в СМИ. Когда потенциальные клиенты видят, что экспертизе преподавателей школ и курсов доверяют журналисты, цитируют их в статьях, публикуются экспертные колонки, уровень лояльности к ним заметно возрастает.
Присутствие в медийном поле необходимо также и для компаний, которые, например, занимаются исследованиями. Ведь если на результаты исследований не ссылаются СМИ, то их ценность под вопросом. Один из наших недавних кейсов на эту тему изложен здесь.
Для бизнеса разного масштаба PR решает разные задачи, но во всех случаях эти задачи не надуманные, а вполне насущные и прикладные. Для крупного бизнеса PR необходим, например, для обеспечения и поддержания определенного уровня открытости, антикризисного регулирования, инициирования имиджевых материалов. У малого бизнеса свои задачи, которые можно решить именно с помощью PR, но не с помощью прямой рекламы и традиционных маркетинговых инструментов.
PR — не роскошь, которую может себе позволить только компания с большими бюджетами. PR — инструмент продвижения и он, безусловно, работает. Другое дело, что его эффективность, как правило, не измеряется рекламными параметрами, как, например, увеличение переходов на сайт или прирост числа клиентов. Однако в ряде случаев PR незаменим для малого и среднего бизнеса.
Виртуальный пиарщик Pressfeed — подберет СМИ под вашу тему, напишет текст, организует выход публикации или интервью. Оплата за результат!Я в корне не согласен с тем, что малому и среднему бизнесу не нужно тратиться на продвижение, ведение социальных сетей и PR.
Поделюсь с вами кейсом одного из моих подписчиков. У него небольшой цех по изготовлению мягкой и корпусной мебели. Бизнес маленький, и он хочет привлекать больше клиентов и партнёров. Но выход видит один — открытие собственного магазина, на который пока нет денег.
Я посоветовал ему посмотреть вообще в другую сторону — продвижение в интернете. В идеале — сделать сайт, на котором можно будет не только делать рекламу, но и публиковать материалы по пониманию для клиентов — статьи, экспертные мнения, кейсы. Ведь многие покупатели хотят, чтобы мебель у них дома была уникальной, отличалась от того, что предлагают в каталогах. Почему бы не сосредоточиться на этом? И это сработало.
Вообще самая большая ошибка у владельцев малого бизнеса — не закладывать расходы на маркетинг и продвижение. Если владелец этого мебельного цеха закладывает меньше 20% от стоимости продукции на рекламу, продвижение и оплату продавцов — то это сразу провал. Нужно сесть и посчитать, какую отдачу на инвестиции принесут новые клиенты и полная загрузка производства.
Не считаю, что маленькая компания не может себе позволить какие-то методы продвижения. Например, у меня в Америке есть товарищ, который владеет строительной компанией. Я предложил ему просто выходить в прямые эфиры прямо со стройки — без монтажа, без каких-то украшательств. И он начал делать это. Владелец показывает, как рабочие ломают стену или что-то в этом духе — и люди приходят в восторг! Такие нехитрые методы помогли компании получить много клиентов, которые были очень лояльно настроены.
10 кейсов о росте трафика, продаж и продвижении бизнеса с помощью СМИ. Скачать!Не нужно равняться в продвижении на каких-то компаний-гигантов. Один из трендов в маркетинге и ведении социальных сетей — выстраивание дружеских отношений, дружеского общения. Хороший маркетинг сегодня — больше правды и искренности, соответственно, меньше понтов и попыток зомбирования. Думаю, что благодаря интернету и соцсетям у людей вообще изменилось отношение друг к другу.
Не гонитесь за количеством подписчиков. Например, я не считаю, что мебельному магазину в Новосибирске нужны тысячи фолловеров. Даже если их много, подписчики из Москвы не поедут за шкафом в Сибирь. Лучше, если это будут местные жители, которые смогут стать клиентами в будущем.
Я часто слышу о том, что маленький бизнес прекрасный и гибкий. Но как по мне, это самый сложный период. Хорошего в малом бизнесе только то, что он может стать большим. Всегда стройте большой бизнес, и тогда вы получите больше клиентов, талантливых сотрудников и партнёров.
Ну конечно, PR нужен не всем, я бы вообще ставила дисклеймер «Осторожно, требуется консультация грамотного специалиста» перед любой статьей про пиар. Если вы успешно отгрузили первую фуру товара — это не значит, что нужно срочно заказывать статью в Forbes. Пиар стоит начинать с высокого старта, это должен быть длительный процесс и результат мы оцениваем после года сопровождения. Это не про «нагнать лидов», это про повышение узнаваемости и любовь. Сначала предприниматель закрывает ряд первоочередных задач, чтобы качественно оказывать услуги выходит на стабильный доход и уже потом можно подумать в сторону пиара.
Пиар выводит все сферы жизни на новый уровень и дает порой неожиданные возможности. Например, клиентка обратилась за пиар-продвижением своего интернет-магазина по продаже вязаных вещей. Решено было начать с ее личного бренда. Придумали несколько активностей, она выступала спикером на тему «С чего начать свое дело» и на мероприятии ей предложили совместно открыть уютную кофейню с вязаными пледиками. Люди хотят работать с теми, кому доверяют, как это измерить — загадка.
Небольшое швейное предприятие из Рязани попало на страницы бумажного издания, которое раздают на разных текстильных выставках федерального уровня. Статью увидел архитектор, с которым они работали когда-то давно и уже потеряли все точки контакта. И тут ему срочно требуется большой объём продукции для стратегически важного объекта в Сочи, которое будет принимать комиссия из первых лиц Москвы. Получается, они уже работали вместе, доверие есть, но прошло много времени, связи были утеряны по разным причинам и это упоминание явилось катализатором. Все сошлось, фирма получила крупный заказ. Спустя почти полгода после выхода статьи. Как это оценить и посчитать?⠀
Вполне можно заняться личным брендом самостоятельно, но не надо заблуждаться, что это будет бесплатно. Самый дорогой ресурс каждого успешного бизнесмена — это время, которое нужно будет потратить на разработку собственного стиля, стратегии и воплощение. Можно абсолютно бесплатно зарегистрироваться на Pressfeed и писать самому статьи, но за это тоже заплатим собственным временем. Можно покопаться в интернете, составить список значимых мероприятий и посещать их. Есть много книг по пиару и продвижению. Можно самостоятельно изучить опыт и попробовать его применить. Получится, конечно, дольше, но вполне реализуемо.
Комментарии