Фейк всемогущий. Как плохой фактчекинг превратил журналиста во врага общества
Дурная весть: фейковые новости, кажется, перестают быть источником нервотрепки только для известных личностей, а пренебрежение факт-чекингом – уделом маргинальных ресурсов. История, приключившаяся с журналистом Максимом Котиным, автором публикаций в журналах «Секрет фирмы», «Сноб» и книги о Евгении Чичваркине, тому подтверждение.
Недавно Максиму пришлось столкнуться с волной народного негодования. Аккаунт в Facebook журналиста раскалился от гневных писем обывателей и запросов на интервью от ведущих СМИ.
Несложный поиск в интернете расставил точки над «и». Выяснилось, что на днях в программе «Пусть говорят» вышла история об умершей от рака актрисе Стелле Барановской, ее оставшемся сиротой малолетнем сыне и отце, неком «мажоре» Максиме Котине, от своего отцовства отказывающегося.
А поскольку наш герой оказался единственным Максимом Котиным, найти информацию о котором в интернете весьма несложно (что неудивительно в силу его профессии), возмущенной общественности, включая СМИ, этого показалось более, чем достаточно.
Сеть заполонили статьи на тему «Кто есть мистер Котин».
Виртуальный пиарщик Pressfeed — подберет СМИ под вашу тему, напишет текст, организует выход публикации или интервью. Оплата за результат!Некоторые ресурсы превзошли все ожидания. Вот, например, в этой статье фото реального бывшего бойфренда актрисы и журналиста Максима Котина поставили рядом, и никто, кажется, не обратил внимания, что это два разных человека. Включая комментаторов.
10 кейсов о росте трафика, продаж и продвижении бизнеса с помощью СМИ. Скачать!Справедливости ради, статей в известных СМИ, где все было бы переврано, я не видел, — говорит Максим. – Но когда я начал получать письма от Первого канала и канала «Россия», я очень удивился, зачем люди занимаются такой ерундой».
Делать я ничего не буду. А зачем? Не люблю никому ничего доказывать. Нормальный человек поймет, что все это липа, а с остальными мне говорить не о чем, — сказал Pressfeed Максим Котин. — Мне все это никак не мешает и я даже в принципе не могу вообразить, как может помешать в будущем. Вот приду я однажды на деловую встречу, а мне скажут: «Ты, московский мажор Макс Котин, сына-то своего не признал, будь ты проклят, сука, не хотим иметь с тобой ничего общего». Так, что ли? Маловероятный сценарий. Но профессионализм людей, которые всем этим занимаются, меня как репортера умиляет. Хотя, конечно, я многого не жду от людей, которые занимаются подобной «общественно-значимой» тематикой, но как можно не сопоставить фотографии, основополагающие факты биографии? Тут, видимо, действует принцип: ввяжемся в бой, а там разберемся. Журналисты вообще сейчас очень зависимы от социальных сетей. И может быть это еще такой звоночек для всех — тут надо бы аккуратнее действовать, а то легко сядешь в лужу».
Можно долго рассуждать на тему, почему нынче журналисты игнорируют проверку фактов, как не царское дело, даже если сделать эту проверку — раз плюнуть. Но факт остается фактом – в результате такой «журналистики» любые события, в том числе трагические, превращаются в анекдот.
Как сказал Рич Шумате, бывший редактор новостей в CNN, а ныне профессор в Университете Флориды:
Наша проблема в том, что сегодня любой дурак с компьютером может стать журналистом».
Комментарии