Медиа
Розалия Каневская
1
6.5K

Памятка по факт-чекингу (fact-check)

Проверка фактов — дело чести, обязанность и большая проблема для современных СМИ. Pressfeed представляет вашему вниманию первую памятку по факт-чекингу на русском языке. Чтобы не изобретать велосипед, мы перевели и адаптировали памятку, которую известный журналист и digital-евангелист Стив Батри раздает своим студентам. Несмотря на то, что эта памятка написана в первую очередь для журналистов, Стив призывает использовать ее не только в СМИ, но и всем, кто имеет дело с публичной информацией — а теперь это все пользователи социальных сетей.

Проверь имена

Если вы хотя бы раз ошибетесь с именем известного ( и не очень) человека, то кредит доверия к вам очень быстро истощится — как со стороны потенциальных источников, так и со стороны читателя, не говоря уже о вашем редакторе. Поэтому вот несколько советов, благодаря которым шанс опростоволоситься с именем можно свести к нулю:

Чтобы получить бесплатное упоминание в СМИ, отвечайте на запросы по вашей теме. Полный список смотрите на Pressfeed
Показать еще
Скачайте прямо сейчас: книга «Как бесплатно продвигать бизнес с помощью СМИ»
  • Проси источник произнести по буквам его/ее имя. Каждый раз общаясь с источником или героем, чье имя будет употреблено в материале, просите их по буквам произнести их имя и фамилию. Если вам это кажется слишком глупым или написание кажется очевидным, можете отшутиться, что вы слишком педантично относитесь к правильному написанию слов. Если вы записываете разговор со спикером на диктофон, продублируйте написание имени спикера в блокнот или телефон — вы никогда не знаете, не подведет ли вас аудиозапись в самом неподходящем месте.
  • Попроси героя самостоятельно написать имя. Протяните герою материала блокнот и попросите написать его имя самостоятельно. Затем посмотрите на запись и удостоверьтесь, что вы правильно воспроизведете имя в редакции, когда сядете за материал. Если какая-то буква может быть принята за другую, переспросите. А лучше попросите у героя визитку.
  • Еще раз перепроверь имя. Не позволяйте себе думать, что имя на визитке на 100% написано правильно. У меня был сосед по комнате, на чьей табличке с именем сделали ошибку. И он заметил это только после того, как я ему об этом сказал. Один мой знакомый репортер из Орегона как-то раз получил визитку от человека, который часто работает с азиатскими клиентами, поэтому на карточке он написал «упрощенную» версию своего имени, чтобы помочь своим клиентам произносить его правильно. У вас на руках может быть документ, на котором якобы будет написано правильное имя, но не верьте этому на 100% — всегда есть вероятность ошибки.
  • Проверь публичную информацию. Просмотрите различные интернет-сайты, которые могут свидетельствовать о правильности написания имени источника — его страницы в социальных сетях, сайт компании, на которую он работает. Но так же допускайте, что и там может затесаться ошибка.
  • Подготовься. Если вы освещаете какое-то событие, то лучше позаботиться о получении программы и списка участников заранее. Постарайтесь встретиться с ключевыми спикерами и уточнить, правильно ли в программе написано их имя. Если кто-то, чье имя вы не знаете, говорит или делает что-то интересное, то уточните его имя сразу же после выступления. Если это не представляется возможным, то спросите у того, кто знает наверняка. Затем постарайтесь связаться с человеком по электронной почте или телефону, чтобы еще раз проверить написание его имени и цитаты, которые вы хотите использовать.
  • Получи контакты для уточнений. После интервью, обязательно получите как можно большее количество контактов от спикера — мобильный и рабочий телефон, e-mail, аккаунты в социальных сетях. Уточните, всё ли вы правильно записали. Это необходимо, чтобы в последствии иметь возможность уточнить у спикера цифры и факты, если качество аудиозаписи вас подведет.
  • Уточни должность. После того, как вы удостоверились, что правильно записали имя, спросите у спикера его официальную должность, членство в общественных организациях и прочие титулы. Проверьте, правильно ли вы их записали. Когда вы снова будете писать об этом человеке, допускайте, что его должность может измениться — людей увольняют и повышают, они меняют место работы, их контракты могут прекратиться, люди избираются и проигрывают выборы. Поэтому всегда уточняйте у спикера его текущую должность.

Как вы об этом узнали?

Бывшая журналистка New York Times Джудит Миллер, обвиняемая в непроверенном репортаже об оружии массового поражения в Ираке, написала: «Если ваши источники не правы, то вы тоже ошибаетесь». Никогда не используйте ошибку источника в качестве оправдания. Материал подписан вашим именем, вы за него отвечаете. Делайте все возможное, чтобы подтвердить и перепроверить информацию.

  • Найди главный источник. Когда герой приводит вам какие-то факты в интервью, привыкайте спрашивать «Откуда вы это взяли?». Это даст вам ответ на вопрос о главном источнике информации. Герой вашего материала может ошибиться, соврать или просто не помнить всю историю целиком. Задавая вопрос о том, откуда спикер взял информацию, дает вам возможность найти более надежный источник. Если вы слышите историю в пересказе вторых и третьих лиц, попробуйте достучаться до главного героя истории. Если кто-то цитирует вам статистику, попросите отчет, в котором герой увидел эти данные. Затем вы можете перепроверить информацию, добавить контекст и найти еще более интересную статистику.
  • Оцени источник. Не стесняйтесь задавать спикеру вопросы, чтобы проверить его надежность как источника информации. Имеется ли у героя официальный доступ к оглашаемой информации? Достаточно ли у спикера данных, чтобы утверждать, что неофициально полученная информация верна? Давал ли источник подтвержденную информацию до этого? Какова мотивация героя раскрыть информацию? Готов ли спикер вписать в историю свое имя в качестве источника? Кто еще об этом знает? Кто знает об этом больше?
  • Оцени информацию. Задавайте вопросы, которые позволят проверить надежность информации. Знает ли источник, являются ли приведенные им данные теорией, предположением, слухами или фактом? Если информация — факт, насколько она актуальна на сегодня?
  • Подвергай сомнению. Кто бы не поверил этой информации? Проверьте полученную информацию у источника, который мог бы ее опровергнуть. Если информацию не могут опровергнуть, значит она может быть верна, но это не точно. Если есть противоположные данные, сомневайтесь в обоих. Постарайтесь докопаться до правды. На крайний случай, можно представить в материале две противоположные точки зрения.
  • Проверь соцсети. Попросите людей из сети помочь вам получить информацию из первых уст — возможно, кто-то был очевидцем или знает кого-то, чьи контакты помогут разобраться в истории досконально.

Записывай аккуратно

Не записывайте все подряд — вы не стенографист, а журналист. Ищите интересные данные и факты. Не тратьте бумагу и силы на проходящую информацию.

  • Записывай данные, а не цитаты. Когда ваша цель — собрать информацию, то не фокусируйтесь на том, чтобы привести точную цитату. Точные слова не важны, сконцентрируйтесь на фактах и данных, которые приводит спикер.
  • Записывай громкие цитаты. А вот записывать точно цитаты, которые выражают чье-то авторитетное мнение или интересную эмоцию, нужно с педантичной четкостью. Прокручивайте в голове слова спикера, пока не запишете их на бумагу.
  • Останавливай спикера. Если источник приводит вам информацию, останавливайте его и спрашивайте о том, откуда он взял информацию, уточняйте, задавайте вопрос про детали. Как вы об этом узнали? Вы уверены? Как это пишется? Это приблизительная или точная цифра? У вас есть подтверждающие это документы? Вы сказали миллион или миллиард? Не стесняйтесь останавливать спикера, чтобы иметь возможность что-то записать точно.
  • Перефразируй. Не все интересные мнения спикера можно адаптировать для печати. В этом случае удостоверьтесь, что поняли слова героя правильно и переспросите: «Правильно ли я вас понял? Вы сказали, что …?». Это позволит вам получить подтверждение и дает немного времени, чтобы сделать пометки. А, быть может, таким образом вы получите более интересную цитату.
  • Пересмотри свои записи. Сразу же после мероприятия или интервью пересмотрите свои записи. Если какие-то слова написаны криво или непонятно, тут же перепишите их на чистовую, пока они все еще свежи в памяти.

Подтверди через другие источники

  • Кто еще это может знать? Ищите других людей, которые могут что-то знать о событии. Они могут подтвердить или опровергнуть то, что вам только что сказал другой источник. Они могут пролить свет на некоторые моменты. Но, конечно, спросите и их, откуда они это знают.
  • Ищи документы. Найди официальные данные, отчеты и записи, которые могут подтвердить, опровергнуть или дополнить ту информацию, которую вам сообщили. Фотографии и видео помогут подтвердить некоторые детали. Если вы пишете о суде, на котором вас не было, найдите официальную стенограмму.
  • Прошерсти интернет. Ищите подтверждение информации (или ее источник) на официальном сайте компании, о которой вы пишете или на сайте организации, которая регулирует или аудирует определенный сектор. Подвергайте эту информацию такому же сомнению, как любую другую. Особенно будьте осторожными с сайтами вроде Википедии, где никто не может поручиться за точность информации.
  • Старайся понять. Прежде чем начать писать, удостоверьтесь, что понимаете тему, Погрузитесь в контекст. Ищите объяснения. Посмотрите на историю с другой стороны. Задавайте глупые вопросы, чтобы потом не сделать в материале глупую ошибку.

Проверь факты

После того, как вы закончили черновик материала, займитесь проверкой фактов.

  • Имена. Проверьте написание каждого имени. Сверьтесь с записями, обратитесь к публичным источникам, посмотрите на визитку, официальный документ, адресную книгу, сайт компании. Если вы найдете альтернативное написание имени, лучше еще раз спросите у героя материала. Точно так же проверьте должность.
  • Цифры. Дважды проверьте каждую цифру. Только ваших записей недостаточно. Сверьтесь с документами, отчетами, базами данных, веб-сайтами. Посчитайте сами. Потом посчитайте еще раз, особенно если математика не ваш конек. Если вы не понимаете цифры, то не сможете их и проверить. Попросите источник или кого-нибудь, кто понимает цифры, объяснить их вам или пересчитать их.
  • Цитаты. Проверьте правильность цитат по своим записям. Прочитайте цитаты несколько раз вслух — это помогает заметить пропущенное или неправильно написанное слово.
  • Спроси, если не уверен. Если в ваших записях есть что-то, что вы не поняли до конца или что-то, в чем вы сомневаетесь, не поленитесь позвонить спикеру еще раз. «Я был уверен, что это сказали вы, но просто хотел удостовериться». Спикер может подтвердить, опровергнуть или подкорректировать информацию. Кроме того, спикер может добавить кое-что, что хотел сказать вам после интервью, но забыл.
  • Технические данные. Если вы пишете о технике, науке или законе, вы, возможно, захотите упростить эту информацию для читателя. Покажите материал эксперту, чтобы удостовериться, что вы все поняли правильно и не вводите читателя в заблуждение.
  • Компоненты. Современный материал может быть многоуровневым. Он может включать в себя видео, текст, таблицы, диаграммы, аудиозаписи, выноски с цитатами и много чего еще. Проверьте каждый из этих слоев — возможно, где-то в таблице кроется ошибка.

Будь открыт

У вас не всегда будет возможность проверить каждый факт. В этом случае, возможно, стоит привлечь к проверке фактов живых людей — например, ваших друзей в фейсбуке. После того, как вы разместили материал, приглашайте людей открыто сообщать вам о неточностях и ошибках — если вы работаете в онлайн-СМИ, то ошибку легко исправить, отблагодарив внимательного читателя.

Источник

 

Читайте также
Как сделать текст читабельным: чек-лист по оформлению статей. 10 обязательных шагов8 типов контента, которые помогут привлечь трафик на сайтКак находить лайфстайл-экспертов для неоднозначных и сложных темТоп-15 публикаций о том, как работают СМИ
0
Розалия Каневская
Специалист по PR, автор Pressfeed.ru.

Комментарии

Хотите получить полезные подборки материалов, которые помогут вам продвигать свой бизнес в СМИ бесплатно?
Подпишитесь на нашу рассылку, и мы пришлем их вам!
Зарегистрируйтесь на Pressfeed прямо сейчас в три клика!
И получите первую публикацию в СМИ уже через неделю!
И получите доступ к 120 000 экспертов
Реклама: ООО "ПРЕССФИД", ИНН 9715219654, ОГРН: 1157746902961, erid: jN8KJ5YQ
Скачайте приложение Pressfeed, чтобы отвечать на запросы СМИ быстрее других!
Реклама: ООО "ПРЕССФИД", ИНН 9715219654, ОГРН: 1157746902961, erid: LjN8KSp4c
Войти
Регистрация
Восстановить пароль
Укажите адрес электронной почты. Обратите внимание: письмо с новым паролем может попасть в папку «Спам»
Pressfeed
Платформа для работы с медиа
Бесплатные публикации в СМИ
Узнайте, в каких СМИ вы можете опубликоваться прямо сейчас
Пройдите тест и узнайте, какие медиа в данный момент находятся в поиске материалов для публикаций и соответствуют вашей тематике
СТОП! Не уходите с
пустыми руками.
Для вас книга в подарок!
Стоп!
Не уходите
с пустыми руками
Для вас книга
в подарок
Зарегистрируйтесь бесплатно на сервисе Pressfeed и получите книгу «18 площадок для бесплатных публикаций»
Узнайте в каких крупных СМИ вы можете публиковать статьи, колонки, кейсы самостоятельно. Правила площадок, рекомендации.

Pressfeed — платформа, где журналисты ищут экспертов и материалы для публикаций. Каждый день доступно более 500 запросов из более чем 10000 российских СМИ. Получите доступ ко всем запросам бесплатно!
Добавьте ваши данные
1/2
Хотите получить полезные подборки материалов, которые помогут вам продвигать свой бизнес в СМИ бесплатно?
Подпишитесь на нашу рассылку, и мы пришлем их вам!