10 PR-заповедей Ники Зебры
1. Не убейте бюджет
Когда бюджет есть, присутствует соблазн сэкономить свои силы и решить все деньгами. Не бесплатные публикации, а через рекламный отдел. Не партнерские проекты, а «все оплатим». Но пиарщика «покупают» еще и за его связи. Бюджеты сокращают всем, заказчик становится умнее. «Это была репутационная кампания, эффект измерить нельзя, экспериментальный PR», да-да. Если вы не можете сэкономить бюджет, задействуя свои связи, что вы будете делать, если бюджета не станет вовсе?
2. Не крадите у коллеги
Не воруйте идеи, тексты и дизайн. Мало было скандалов в Facebook со скринами переписок? Да, ваш работодатель и заказчик, может быть, и не узнает об этом, но рынок маленький. Создавайте свой стиль, разрабатывайте концепцию самостоятельно, придумывайте новые фишки.
Скачайте прямо сейчас: книга «Как бесплатно продвигать бизнес с помощью СМИ»3. Не врите
Не обещайте журналисту классный инфоповод, эксклюзив и доступ к телу, если по факту у вас их нет. Не рассказывайте заказчику сказки про волшебное PR-продвижение, которое дает рост продаж и очередь из клиентов.
4. Не подставляйте
По возможности никого. Ни клиента, ни журналиста, ни коллег, ни себя. От внезапного ЧП никто не застрахован, но сегодня у вас этот клиент, а завтра — другой. Сегодня этот работодатель, а завтра… А что вы будете делать завтра, если доверия к вам — ноль?
5. Не нарушайте дедлайн
Не. Нарушай. Дедлайн. Никогда.
6. Не болтайте лишнего
Никакого значения фраза «это не для записи» не имеет. А подход «все PR, кроме некролога» в эпоху интернета не работает.
7. Не тормозите
Реагируйте на ситуацию и запросы быстро. Быстро — это счет идет на минуты, в крайнем случае на часы. Напишите заранее шаблоны релизов по ЧП, схемы действия в случае, если все пошло не так. Быстро реагируйте на запросы.
8. Не пропадайте
Всегда будьте на связи в нужный момент. Оперативно отвечайте на письма, звонки и поставленные вопросы. И добавьте, наконец, номер своего мобильного телефона в авто-подпись емейлов.
9. Не забивайте на формат и редактор не будет забивать на вас
Учитывайте тематику издания, его стилистику и особенности подачи материала. Это очевидно? Одна известная компания с кучей филиалов отправляла 6 релизов каждый день по одной базе, и просто не считала нужным делать гео-сегментирование.
А когда последний раз вы отправляли текст с опечатками, потому что времени нет, они же редакция, сами проверят на ошибки?
10 кейсов о росте трафика, продаж и продвижении бизнеса с помощью СМИ. Скачать!10. Не стойте над душой
Follow-up приветствуется (жаль, что у редакций нет автоотправки «письмо открыто, нам не интересно», правда?), но не доводите до абсурда. Не звоните по 6 раз в день, даже если от вас требует ответ начальство.
Вы помните о том, что журналист на вас не работает? Он тоже помнит. Журналист тоже человек, объясните ситуацию.
Журналисты и пиарщики находятся по разные стороны баррикад. Первые отстаивают интересы своего СМИ (и регулярно теряют письма), вторые — стоят на стороне клиента (и регулярно шлют тексты, интересные только им и шефу).
В наших общих интересах стремиться к разумному компромиссу и относиться к другу другу с уважением. В условиях наступающей роботизации быть людьми и уметь договариваться — единственное, что нам остается. Пока еще остается.
Комментарии